Проект "Зелёные школы"
План мероприятий образовательного экологического проекта "Зелёные школы" в ГУО "Специальный детский сад №1 г.Гомеля"
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГУО «Специальный детский сад №1 г. Гомеля» ________________ С.С. Акинша 01 сентября 2023 |
План работы
государственного учреждения образования «Специальный детский сад №1 г.Гомеля»
по реализации проекта «Зеленые школы» с 01.09.2023 по 31.08.2024
№ |
Содержание задания |
Тема |
Форма работы |
Время проведения |
1. Направление «Биоразнообразие» Цель: изучение биоразнообразия на территории ГУО «Специальный детский сад №1 г.Гомеля». Задачи: 1. Изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования: 2. Вовлечение детей и их родителей в общественно значимые мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам: 3. Наполнение предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования. 4. Изготовление и размещение кормушек и искусственных гнездовий на территории учреждения дошкольного образования; организация регулярного кормления птиц. 5. Создание картосхемы территории учреждения дошкольного образования. |
||||
1.1 |
Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) |
«Деревья-наши друзья»
|
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» |
Сентябрь |
«Деревья и кусты в зимнем наряде” |
Экскурсия-наблюдение |
Декабрь |
||
«Весна пришла и всё проснулось» |
Цикл весенних наблюдений |
Апрель |
||
«Растения на территории нашего дошкольного учреждения. Где что растет?» |
Экскурсия, составление карто-схемы |
Май |
||
«Если рядом растёт сосна» |
Познавательная беседа |
Июнь |
||
1.2 |
Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) |
«Различаем травянистые растения» |
Целевая прогулка, наблюдение |
Сентябрь |
«Огород на окошке» |
Трудовая деятельность |
Февраль |
||
«Что нужно для роста растений» |
Исследовательская деятельность |
Апрель |
||
«Наш веселый огород» |
Трудовая деятельность |
Май |
||
«Удивительное рядом» |
экскурсия в "Гомельский областной центр экологии и туризма детей и молодёжи" |
Июль |
||
«День цветов» |
Тематическое развлечение |
Июль |
||
1.3 |
Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению территории) |
«Осенние наблюдения за птицами» |
Цикл наблюдений за птицами |
Сентябрь-ноябрь |
"Что за гости на кормушке?» |
Трудовая деятельность, цикл зимних наблюдений |
Декабрь-февраль |
||
«Мы встречаем птиц» |
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» |
Март |
||
«Где ты видел эту птицу?», «Птицы на территории детского сада»
|
Экскурсии, составление картосхемы |
Апрель-май |
||
«Птицы моей страны» |
Выставка рисунков |
Май |
||
1.4 |
Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) |
«Мир насекомых» |
Цикл наблюдений за насекомыми |
Август-сентябрь |
«Незнайка в стране насекомых» |
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» |
Май |
||
«Где ты видел это насекомое?» |
Экскурсия, составление карты- схемы |
Август |
||
1.5 |
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения (или прилегающей к нему территории); разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории |
Составление плана действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования |
Разработка плана |
Январь |
1.6 |
Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц |
Изготовление и размещение совместно с родителями кормушек для птиц |
Природоохранная акция по изготовлению кормушек |
Ноябрь |
«Покормите птиц зимой» |
Трудовая деятельность |
Декабрь-март |
||
«На чьей кормушке больше птиц?" |
Конкурс |
Январь |
||
1.7 |
Создание и размещение на территории учреждения (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) искусственных гнездовий для птиц |
«Каждому скворцу по дворцу" |
Конкурс |
Март |
Создание и размещение на территории детского сада искусственных гнездовий для птиц |
Природоохранная акция |
Март
|
||
1.8 |
Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек» |
«Из жизни бабочки» |
Наблюдение |
Июнь |
«Самая красивая бабочка» |
Конкурс рисунков |
Июнь |
||
1.9 |
Создание пруда, заселение его растениями. При наличии старого пруда – изучение его состояния, при необходимости принятие мер по увеличению его биоразнообразия
|
«В гости к лягушонку Кваква» |
Занятие-путешествие |
Июль
|
«Какие растения любит пруд» |
Наблюдение |
Август |
||
1.10 |
Посадка деревьев и кустарников, создание на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира |
«Посадим дерево вместе» (посадка местных видов деревьев и кустов)
|
Природоохранная акция |
Апрель |
5. |
Информационно-экологические мероприятия |
|||
5.1 |
Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей (законных представителей) |
«Красота осенних листьев» |
Конкурс на лучший букет из опавших листьев (совместно с родителями) |
Октябрь |
«Осень на опушке краски разводила» |
Выставка рисунков деревьев и кустарников |
Октябрь |
||
Изготовление и размещение совместно с родителями кормушек для птиц |
Природоохранная акция по изготовлению кормушек |
Ноябрь
|
||
«Посадим дерево вместе» (посадка местных видов деревьев и кустов) |
Природоохранная акция |
Апрель |
||
Создание и размещение на территории детского сада искусственных гнездовий для птиц |
Природоохранная акция |
Март
|
||
5.2 |
Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения: праздников, выступлений перед общественностью |
«Сделаем наш детский сад уютней" |
Родительское собрание |
Май |
«Зачем нужны скворечники» |
Выступление перед родителями
|
Апрель |
||
2. Направление «Энергосбережение» Цель: изучение направлений использования электроэнергии и тепла в учреждении дошкольного образования и освоение способов их сбережения. Задачи: 1. Изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования: 2. Рациональное использование электроэнергии в учреждении дошкольного образования. 3. Вовлечение детей и их родителей в общественно значимые мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам: 4. Наполнение предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования. 5. Составление схематического плана с указанием мест потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования. |
||||
2.1 |
Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования
|
«Электроприборы и электричество» |
Познавательная беседа |
Октябрь |
«Где живет электричество»
|
Экскурсия по детскому саду составление плана-схемы учреждения с указанием основных приборов, потребляющих энергию |
Октябрь |
||
«Зачем нужны счетчики в детском саду?» |
Беседа |
Ноябрь
|
||
«Изучение потребления электроэнергии в учреждении» |
Отчёт по результатам изучения
|
Ноябрь |
||
«Электроприборы. Правила безопасности» |
Игра-занятие |
Февраль |
||
«Сэкономим энергию» |
Конкурс рисунков |
Февраль |
||
2.2 |
Провести изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования |
«Куда уходит тепло в учреждении?» |
Составление плана-схемы учреждения с указанием основных мест потерь тепла |
Ноябрь |
Разместить информацию о расходовании тепла в учреждении на информационном стенде |
Информация |
Декабрь |
||
«Правила экономии электричества» |
Игровое задание |
Январь |
||
2.3 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении дошкольного образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год |
Действия по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении дошкольного образования |
Разработка плана |
Декабрь |
«Система работа по воспитанию культуры энергосбережения в детском саду» |
Семинар-практикум |
Январь |
||
2.4 |
Реализация плана и мониторинга эффективности действий по энергосбережению в учреждении дошкольного образования |
«Уроки Берегоши» |
Цикл занятий по образовательной области «Ребенок и общество» |
Сентябрь-май |
«В гостях у лампочки» |
Экскурсия в музей электричества |
Декабрь |
||
«Уходя, гасите свет» |
Изготовление и размещение эмблем возле выключателей |
Январь |
||
«Как беречь энергию»
|
Размещение напоминалок в местах потребления энергии |
Февраль |
||
Составление отчёта о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении дошкольного образования |
Отчёт |
Март |
||
2.5 |
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию электроэнергии и тепла дома (совместно дети с родителями (законными представителями)) |
"Экономия электрической и тепловой энергии дома"
|
Акция. Составление знаков напоминалочек для дома: "Сохрани электроэнергию" и "Сохрани тепло - закрой дверь, окно. |
Январь |
5. |
Информационно-экологические мероприятия |
|||
5.1 |
Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей (законных представителей) |
Полезные советы по энергосбережению |
Памятки для родителей |
Январь |
Рациональное использование электроэнергии и тепла дома
|
Памятка для родителей
|
Декабрь |
||
5.2
|
Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения: праздников, выступлений перед общественностью |
«Берегите энергию»
|
Акция
|
11 ноября
|
«Час Земли»
|
Акция |
23 марта
|
||
3. Направление «Водосбережение» Цель: изучение направлений использования воды в учреждении дошкольного образования и освоение способов её сбережения. Задачи: 1. Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования: 2. Рациональное использование воды в учреждении дошкольного образования. 3. Вовлечение воспитанников и их родителей в общественно значимые мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам: 4. Наполнение предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования. 5. Составление схематического плана с указанием мест потребления воды в учреждении дошкольного образования. |
||||
3.1 |
Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения: праздников, выступлений перед общественностью |
«Вода в нашей жизни» |
Интегрированное занятие-путешествие |
Сентябрь |
"Где живет вода в детском саду" |
Экскурсия, составление плана-схемы |
Сентябрь |
||
Анализ расхода воды в дошкольном учреждении. |
Отчёт |
Октябрь |
||
«Где живут капли в детском саду» |
Наблюдение, конкурс рисунков |
Ноябрь |
||
3.2 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении дошкольного образования и составить план действий по ее сбережению |
Анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении |
Информация |
Ноябрь |
«Сбережение воды в учреждении» |
Составление плана действий |
Декабрь |
||
3.3 |
Реализация плана действий по рациональному использованию воды в учреждении дошкольного образования, проведение мониторинга эффективности этих действий |
«Как сэкономить воду в группе?» |
Беседа-рассуждение |
Январь |
«Пути экономии воды» |
Разработка памяток для сотрудников дошкольного учреждения |
Февраль |
||
«Сбережем воду» |
Исследовательская деятельность |
Апрель |
||
«Экономьте воду» |
Размещение табличек в местах пользования водой |
Апрель |
||
«Мы природу охраняем, возле родничка мусор убираем» |
Экскурсия, трудовая деятельность |
Май |
||
«Уроки безопасности. Правила поведения на воде» |
Экскурсия (встреча с сотрудниками ОСВОД) |
Июнь |
||
3.4 |
Изучение потребления воды дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями (законными представителями)) |
«Круговорот воды в природе» |
Познавательная беседа |
Март |
«Берегите воду» |
Просмотр мультфильма и его обсуждение |
Апрель |
||
5. Информационно-экологические мероприятия |
||||
5.1 |
Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей (законных представителей) |
«Сбережение воды дома» |
Семейные памятки |
Май |
4. Направление «Обращение с отходами» Цель: создать систему работы по приобщению воспитанников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности. Задачи: 1. привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором; 2. познакомить с понятием «раздельный сбор бытовых отходов»; 3. воспитывать потребность содержать улицы в чистоте. |
||||
4.1 |
Провести изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования |
"Что такое отходы? Раздельный сбор мусора" |
Познавательная беседа |
Сентябрь |
"Что выбрасывается в нашем детском саду? " (изучение состава образующихся отходов в учреждении образования) |
Исследовательская деятельность |
Октябрь |
||
«Сделаем наш дом чище» |
Выступление перед воспитанниками |
Апрель |
||
«Разделяй и сортируй!» |
Подвижная игра |
Май |
||
4.2 |
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья |
Составление плана действий по минимизации отходов |
План
|
Октябрь |
4.3 |
Реализация плана действий на год по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования |
«Минимизация отходов в учреждении образования» |
Памятка
|
Ноябрь
|
«Вторая жизнь мусора» |
Познавательно-практическая деятельность |
Ноябрь |
||
«Вторая жизнь пластиковых крышек» |
Изготовление развивающих игр |
Январь |
||
Составление отчета о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении и их эффективности |
Отчет |
Май |
||
4.4 |
Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендаций по их раздельному сбору и сдаче |
«Откуда берется мусор дома?» |
Творческий отчет семей |
Декабрь |
5. «Информационно-экологические мероприятия |
||||
5.1 |
Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей (законных представителей) |
«Чудеса из бросового материала» |
Выставка поделок
|
Декабрь
|
«Сдай макулатуру – спаси дерево» |
Акция по сбору вторсырья |
Сентябрь-август |
||
«Простые советы как научить ребенка беречь природу» |
Семейные памятки |
Апрель |
Анкета - заявка учреждения образования для участия в проекте "Зелёные школы"
Анкета-заявка
государственного учреждения образования
"Специальный детский сад №1 г.Гомеля»
для участия в республиканском конкурсе экологических проектов
«Зелёная школа»
1. Полное официальное название учреждения образования |
Государственное учреждение образования Специальный детский сад №1 г.Гомеля» |
2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования |
Акинша Светлана Семеновна |
3. Почтовый адрес учреждения образования |
г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19 246028 |
4. Телефон (с кодом) |
8 0232 26 47 97 |
5. Факс (с кодом) |
|
6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования |
detsad1@jdroo.by detsad1.by |
7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждения образования за работу по проекту «Зелёная школа» |
Самыловская Татьяна Юрьевна Семеницкая Валентина Викторовна
|
8. Контактный телефон, отвечающего в учреждения образования за работу по проекту «Зелёная школа» |
+375 29 380 43 69 +375 44 533 21 18 |
9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждения образования за работу по проекту «Зелёная школа» |
detsad1@jdroo.by |
10. Общая численность педагогических работников в учреждении образования |
22 |
11. Общая численность обучающихся в учреждении образования |
56 |
12. С какого времени в учреждении образования начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа) |
работа по проекту реализуется с февраля 2024 года, приказ от 15.02.2024 № 17-Б |
13. Каким образом реализуется проект «Зелёная школа» в учреждении дошкольного образования |
Мероприятия плана работы проекта «Зеленые школы»; специально организованная и не регламентированная деятельность с воспитанниками, работа с родителями. |
14. Сроки реализации проекта «Зелёные школы» в учреждении дошкольного образования |
февраля 2024 по настоящее время |
15. Другие дополнительные сведения об учреждении образования, которые вы бы хотели сообщить |
|
О проекте "Зелёные школы"
Республиканский конкурс экологических проектов «Зеленая школа» проводится с января по октябрь 2024.
Республиканский конкурс проводится с целью формирования высокой экологической культуры воспитанников, повышения их активной социальной позиции через исследовательскую, проектную и природоохранную деятельность, направленную на сбережение природных ресурсов.
Организаторами конкурса выступают: Министерство образования Республики Беларусь, учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения», структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования.
Участниками конкурса являются воспитанники и педагоги учреждений дошкольного образования, а также учащиеся в возрасте 10-17 лет, осваивающие содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и, являющиеся учащимися учреждений общего среднего образования, а также учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы общего среднего образования как индивидуально, так и коллективно.
Республиканский конкурс проводится по следующим номинациям: «Зеленые следочки» (представляются экологические исследовательские проекты, способствующие улучшению состояния окружающей среды и охраны природы), «Экологические игры» (представляются оригинальные разработки настольных экологических игр по направлениям реализации образовательного проекта «Зеленые школы»), «Зеленая мультипликация» (представляются видеоролики, включающие отрывки фильмов, мультфильмов с оригинальной авторской озвучкой в контексте сохранения природы).
Основными задачами проекта «Зеленые школы» являются:
- информирование педагогических работников, учащихся и общественности в целом по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг;
- повышение уровня экологической направленности образования;
- формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков;
- формирование высокой экологической культуры учащихся;
- повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды;
- внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;
- интеграция учреждений общего среднего образования в международную сеть «Зеленых школ»;
- развитие сотрудничества между учреждениями образования, учреждениями образования и территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, учреждениями образования и местным населением.
Проект «Зеленые школы» включает в себя работу по следующим направлениям:
- биоразнообразие
- энергосбережение
- водосбережение
- обращение с отходами
- качество атмосферного воздуха
- информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)