Оздоровление
Нормативные правовые акты в области оздоровления и санаторно-курортного лечения
Основные нормативные правовые акты в области санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь:
Конституция Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь
Законы Республики Беларусь:
- Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З
- О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З
- О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий Закон Республики Беларусь от 06 января 2009 г. № 9-З
Указы Президента Республики Беларусь:
- О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения Указ Президента Республики Беларусь 28 августа 2006 г. № 542
Постановления Совета Министров Республики Беларусь:
-
Об образовании Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 сентября 1997 г. N 1225 (.pdf)
-
О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения населения Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 августа 2002 г. № 1155
-
О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 г. № 662
-
Об утверждении Устава Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2006 г. № 942
-
О государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2006 г. № 1450 (на pravo.by)
-
Об утверждении Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1478
-
О перечнях санаторно-курортных и оздоровительных организаций Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2021 г. № 610 (на pravo.by)
-
О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383
-
О Государственной программе по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 годы Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22 марта 2021 г. № 159
Постановления иных ведомств:
- Об утверждении норм диагностических и лечебно-реабилитационных услуг (процедур) в области санаторно-курортного лечения Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 16.05.2003 № 23 (.pdf)
- Об утверждении Инструкции о порядке медицинского отбора пациентов на санаторно-курортное лечение Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 31.05.2006 № 38 (.pdf)
- Об определении сроков санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 17.12.2014 г. № 99 (.pdf)
- О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 апреля 2010 Г. N 42 Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.01.2015 № 10 (.pdf)
-
Об установлении типовых форм справок и разрешения Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.10.2010 № 140
Локальные правовые акты Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения:
-
Журнал учета путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (.rtf) Утверждено приказом Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Республики Беларусь от 11.09.2002 № 32
-
Журнал регистрации заявлений работников (обучающихся) на выделение путевок (курсовок) на санаторно-курортное лечение и оздоровление (.rtf) Утверждено приказом Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Республики Беларусь от 11.09.2002 № 32
-
О порядке и критериях проведения республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 09.06.2023 № 29-о (.pdf)
-
Об организации оздоровления детей в период летних каникул 2023 года Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 26.05.2023 № 26-о (.pdf)
-
Об утверждении Положения об учетной политике Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 20.03.2023 № 17-о (.pdf) (Приложение к приказу № 17) (.xlsх)
-
Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в лагерях на 2023 год Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 21.03.2023 № 16-о (.pdf)
-
Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 2023 году Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 14.03.2023 № 15-о (.pdf)
-
Об оздоровлении детей в лагерях в весенний каникулярный период 2023 года Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 03.03.2023 № 13-о (.pdf)
-
Об организации оздоровления детей в лагерях в период дополнительных зимних каникул Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 07.01.2023 № 10-о (.pdf)
-
Об организации оздоровления детей в лагерях в период зимних каникул Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 13.12.2022 № 80-о (.pdf)
-
Об утверждении перечня и форм ведомственной отчетности на 2023 год Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 12.12.2022 № 79-о (.pdf)
-
Об организации оздоровления детей в лагерях в период осенних каникул Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 03.10.2022 № 54-о (.pdf)
-
О порядке и критериях проведения республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 30.06.2022 № 36-о (.pdf)
-
Об организации детей в период летних каникул 2022 года Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 16.05.2022 № 30-о (.pdf)
-
Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в лагерях на 2022 год Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 31.03.2022 № 19-о (.doc)
-
Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 2022 году Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 17.03.2022 № 14-о (.doc)
-
Об организации оздоровления детей в лагерях в в весенний каникулярный период. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 03.03.2022 № 9-о (.pdf)
-
Об организации оздоровления детей в лагерях в период зимних каникул Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 10.12.2021 № 59-о (.doc)
-
О работе с персональными данными Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 05.11.2021 № 52-о (.doc)
-
Об утверждении перечня и форм ведомственной отчетности на 2022 год Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 01.11.2021 № 48-о (.doc)
-
Об организации оздоровления детей в лагерях в период осенних каникул Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 13.10.2021 № 43-о (.doc)
-
Об утверждении форм актов приемки оздоровительных, спортивно-оздоровителдьных лагерей Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 03.08.2021 № 30-о (.doc)
-
О проведении республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 14.06.2021 № 25-о (.doc)
-
Об изменении приказа от 29.03.2021 № 9-о Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 28.05.2021 № 21-о (.doc)
-
Об организации оздоровления детей в период летних каникул 2021 года Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 25.05.2021 № 19-о (.doc)
-
Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в лагерях на 2021 год Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 29.03.2021 № 10-о (.doc)
-
Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 2021 году Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 29.03.2021 № 9-о (.doc)
-
Об утверждении перечней медицинских услуг Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 22.03.2021 № 7-о (.doc)
-
Об организации государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 17.03.2021 № 6-о (.doc)
-
Об оздоровлении детей в лагерях в весенний каникулярный период 2021 года Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 03.03.2021 № 4-о (.pdf)
-
Об организации оздоровления детей в перид зимних каникул Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 08.12.2020 № 57-о (.pdf)
-
Об утверждении перечня и форм ведомственной отчетности на 2021 год Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 26.10.2020 № 48-о (.doc)
-
Форма отчёта о путевках на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, приобретённых за счет средств бюдета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (.xls) Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 03.01.2020 № 1-о
-
Об организации оздоровления детей в период осенних каникул Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 09.10.2020 № 45-о (.pdf)
-
О проведении республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 23.06.2020 № 26-о (.pdf)
-
О внесении изменений в Положение об учетной политике Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 14.05.2019 № 23-о (.doc) (Приложение к приказу № 22) (.xls)
-
Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 22.05.2018 № 30-о(.pdf)
-
Об утверждении примерных штатных нормативов работников санаторно-курортных и оздоровительных организаций Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 07.08.2007 № 17-о (.pdf)
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»
Подготовка к летней оздоровительной работе
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.
Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны управлений (отделов) образования, спорта и туризма, организаций здравоохранения, учреждений дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.
Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.
С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, управление (отдел) образования, спорта и туризма издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.
Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:
наличие и исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
функционирование поливочной системы;
обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
засетченность окон в учреждении дошкольного образования.
С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период.
При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.
Особенности организации образовательного процесса в летний оздоровительный период
Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
утреннюю гимнастику;
физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
самостоятельную двигательную деятельность;
закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3—4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке;
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
многократное умывание в течение дня;
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Художественно-эстетическая работа включает:
изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
музыкальную деятельность воспитанников;
ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
включение изобразительной деятельности в детские праздники;
проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
использование музыки в режимных моментах;
фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
сольное и коллективное музицирование;
самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
Музыкальные игры с пением, хороводы.
Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:
развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;
формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;
формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
развитие музыкально-творческих способностей.
Игры с музыкальными инструментами.
Музыкальные игры-релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
Особенности организации питания и питьевого режима
В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.
С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.
Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:
обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;
максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);
использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;
учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.
Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.
Приложение 1
Нормативное правовое обеспечение организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-З).
- Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».
- Указ Президента Республики Беларусь от 5 января 2012 г. № 10 «О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» (в ред. постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1114).
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2014 № 266).
- Разъяснения по применению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2014 № 1104).
- Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях. Руководство № 11-14-1-2000. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Белорусским научно-исследовательским санитарно-гигиеническим институтом, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии, Министерством образования Республики Беларусь.
- Организация рационального питания детей в интернатных учреждениях. Руководство № 11-14-2-2002. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, НИИ санитарии и гигиены, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии, Белорусским государственным медицинским университетом, Министерством образования Республики Беларусь.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками».
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 403 «Об изменениях и дополнениях к «Сборнику рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста» (2003 г.), которые выявлены как издержки при издании (опечатки).
- Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях». — Минск, 2006.
- Инструкция 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль С-витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 04.11.2009 № 69).
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.07.2011 № 71).
- Сборник нормативных документов «Гигиена детей и подростков», вып. 1 / сост. А. А. Малахова, Минск, 2009.
- Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов»» (Приложение «Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения Республики Беларусь с избыточной массой тела и ожирением»).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Минобразования от 20.08.2013 № 78).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».
- Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 10 мая 2012 № 10-17/П-18/3/10-27/16-643 «О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждениях образования».
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2012 г. № 669 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования» (вместе с Инструкцией об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования).
- Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией».
- Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 10-16/1250 «О распределении обязанностей лиц, ответственных за организацию безопасного питания в дошкольных учреждениях, при написании меню-требования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2014 № 78).
- Саванович, И. И. Лечебное питание при непереносимости глютена у детей / И. И. Саванович. — Минск, 2013. — 24 с.
- Сборник рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста / Т. Д. Андрианова [и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2003. — 632 с.
- Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятий».
- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».