методическая копилка
Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью
24.04.2024Умственная отсталость-стойкое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной и приобретенной (до трех лет) органической патологией головного мозга.
На раннем этапе развития онтогенеза ребенка при органическом повреждении центральной нервной сиситемы отмечается нарушение психических функций. В связи с этим значительно замедляется формирование познавательной деятельности, выделяется специфическими особенностями ( В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева). Из-за низкой психической активности у детей с умственной отсталостью отмечается скудность жизненного опыта, нарушение в поведении и эмоционально- волевой сфере. Поскольку неразвита любознательность, нет интереса к предметам ближайшего окружения: не рассматривают их и не фиксируют взгляд на объектах.(А.А.Катаева, Н.Г. Морозова). В связи с плохой работой ( анализаторов) чувственный опыт остается недостаточным. Сенсорное развитие отстает, так как через органы чувств ребенок в результате непосредственного констакта с объектом получает первичную информацию о нем. Отсюда происходит затруднение в накоплении опыта восприятия качеств предметов у ребенка с умственной отсталостью. Нарушены первоначальные общие представления о различных и однородных предметах. Дети с умственной отсталостью отличаются своеобразием в развитии восприятия, которое характеризуется, замедленным темпом, узостью объема, не способностью анализировать. Предметы и явления воспринимают частично, что затрудняет формирование математических представлений.
На развития математических представлений о величине, количестве, пространстве влияет развитость координации движений, недостаточно развитая общая и мелкая моторика, которая выражается в моторной неловкости, плохое умение переключаться с одного движения на другое, что создает трудности при работе с математическим материалом. Существенно страдает зрительно-двигательная координация. Детям тяжело осуществлять действия с предметами, раскладывать, перекладывать, выделять из общего отдельные элементы, объединять предметы в группы и раскладывать их в ряд, безь направленной помощи взрослого действия ребенка остаются не продуктивными, отсутствует ориентировка в признаках предметов при решении практических задач. В работах В.Г. Перовой и В.И. Лубовского отмечино, что у детей с умственной отсталостью предметная деятельность самостоятельно не возникает, в связи с этим практический опыт не попалняется.
У ребенка развитие математических представлений происходит через каждодневную практическую деятельность для которой необходим высокий уровень осознаности, что предпологает понимание внутренних связей и зависимостей предметов, явлений окружающего мира. Математические представления отражают отношения предметов и их связи внешнего мира и относятся к обощающим и обстрактным понятиям. Развитие мышления учащихся младшего школьного возраста осложнено речевым недоразвитием и недостаточностью чувственного познания, что усложняет определить сущность явлений окружающих предметов и свяей между ними. М.С. Певзнер, А.А. Катаева, Г.В. Ципото в своих работах указывали на то, что у детей с умственной отсталостью есть особенность в развитии мышления, слабые процессы обобщения и трудности с мыслительными операциями. Не умеют переносить опыт при решении похожих задач, не могут анализировать условия поставленной задачи. При допущенной ошибки повторяют ее сново, не используя метод проб.(Е.А. Стребелева)
Ребенок не проявляет в деятельности интереса к математическим заданиям, отмечается низкая самостоятельность, целенаправленность и критичность к результатам (Н.Г. Морозова). Из-за специфических особенностей развития умственно отсталого ребенка возникают трудности в адаптации и социализации его в окружающем мире.
И.В. Чумакова, Л.Б.Баряева, В.С. Азбукина в своих изысканиях отмечали, что умственно отсталые дети не могут счетать не в прямом, не в обратном напровлении, но возможен неосознаный механический счет, так же неумеют по качественному признаку выделять, группировать предметы. При счетной деятельности видна зависимость от пространственного расположения, от внешней яркости предмета. При сравнении групп предметов по количеству главным критерием выступают размер, цвет, форма и то как расположенно в пространстве. Возникают трудности в осмыслении арифметических простых действий и неспособность их решить.
В работах М.Н.Перовой, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Л.Б.Баряевой, Н.И. Непомнящей отмечано, что развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью оказывает положительное воздействие на развитие психических процессов вцелом и на качество познавательных в часности. При овладении представлений как количественных так и качественных путем сопоставлений и сравнений групп прелметов. Для выполнения данной операции необходимо выделить один признак предмета и отвлечься от других. Внешнии признаки предметов такие как величина, пространственное расположение, форма, цвет хорошо воспринимаются ребенком.
В свою очередь такой признак как количество не зависит от формы, величины и цвета, его отделяют от других признаков объекта.
Основой математических представлений является умение выполнять мыслительные основные операции, к ним относятся сериация, понятие о сохранении количества и классификации. Поскольку усвоение этих операции важно для социальной адаптации ребенка потому что позваляет упорядочить и систематизировать опыт.
Благодаря операции классификации ребенок сможет успешно узнавать, запоминать новые предметы и явления окружающего мира, объединять в группы выделяя общий признак, что помогает ориентироваться в социуме.
При овладении операции сериации ребенок может сравнивать предметы между собой, определять в ряду его местоположение, сгрупперовывать различия, что помогает ребенку при сравнении предметов выделить относительность признака объекта в ряду. Эта операция нужна для выявления и опреледения разницы между предметами, действиями, явлениями и ситуациями.
Ребенку для формирования представления о сохранении количества нужно понять, что некоторые свойства (форма, цвет, вес и т.д.) не изменны и независят от ситуации и условий восприятия. Получая и переживая новый опыт, ребенок в процессе специального обучения понимает, что одинаковое количество предметов не зависит от размера и может занимать большое и маленькое пространство на плоскости. Это делает возможным дать анализ окружающей действительности, отталкиваясь от знаний постоянства количества, что является важным для социального развития ребенка и развивает и накапливает жизненный опыт.
Дети с умственной отсталостью из-за особенностей в развитии при поступлении в первый класс, оказываются неспособными к усвоению системного курса школьных предметов в часности математики. Поэтому обучение математике в коррекционной школе начинается с периода проперевтики. Поскольку состав учащихся очень разный и многие дети не посещали дошкольные учерждения, то и подготовка учащихся разная, так же психофизические данные тоже разные. К разделам пропедевтического периода относят развитие пространственных, временных, количественных представлений и понятий о множестве, различение объектов по тяжести, а так же формирование представлений и понятий о признаках величины предметов.
Многочисленные наблюдения и исследования причин препятствующих усвоению математического материала показали, что нецеленапрвленность, узость и неактивность, слабая дифференцированность приводит к грубым уподоблениям. Например, дети при сравнении множесть могут забыть о их существенных признаках, которые отличают одно множество от другого. Причиной возникновения уподобления является частичная и неточная сохранность приобретенных знаний, систематизация и объединение их происходит с трудом. Из-за разрыва между математическими терменами и конкретными представлениями неосознаности детьми математических зависимостей выявляется недостаточность дифференцированности математических знаний.
Поскольку работа нервных процессов сильно замедленна, то процесс мышления отличается своей тугоподвижностью и костностью, что всвою очередь создает большие трудности в обучении математике учащихся с умственной отсталостью.
Понятие о временных представлениях наиболее трудны для восприятия детей с умственной отсталостью, из-за абстрактности времени, невозможности восприятия времени органами чувств, меньшая конкретность, большая обобщенность, возможность измерения времени только косвенным путем. У таких детей временные представления значительно поже начинают формироваться и отличаются качественно. Ученики с умственной отсталостью не владеют временной терминологией. Временные отношения: как раньше-позже, вчера-сегодня-завтра и т.д. для таких детей являются сложным в усвоении. Они ошибаются в названии частей суток, дней недели, названий месяцев, времени года в установлении их последовательности. Представления, которые есть у детей о частях суток, днях недели или времени года основываются на эмоционально ярких событиях важных для них, но речь не идет о осознаности этих временных отношений, так как при изменении условий дети уже не всостоянии применить свои знания. Они имеют слабое представление о продолжительности режимных моментов, отдельных видов деятельности, которые происходят ежедневно в их жизни. Детям с умственной отсталостью свойственна тенденция приближать прошлое: героев исторических событий прошлого считать героями настоящего времени. Формирование представлений о хронологической последовательности событий также затруднено.
Ученый П.Г.Тишин определил, что у детей главная трудность заключается в разделении геометрических форм по названию и определить название геометрического тела, но при этом отображение геометрических форм по образцу они выполняют успешно. Из существующей проблемы в развитии пространственных представлений, вытекает проблема формирования четких представлений о геометрических фигурах. Дети классифицируют фигуры по образцу гораздо лучше, чем на слух, по названию, т.к. у них нарушено взаимодействие сигнальных систем.
Учащемся плохо дается умение соотносить геометрическую фигуру с соответствующем зрительным образом, так же путаютя в названиях геометрических фигур.
Из-за плохо развитого, бедного словаря происходит непонимание значения слов и выражений сильно затрудняет обучение математике. Речь взрослого воспринимают частично, не внимательно , сопровождается малоосмысленными действиями, хаотическими манипуляциями. Носит в большей степени процессуальный характер, не нацеленный на достижения результата.
Изходя из всего сказаного можно сделать вывод о том, что основными проблемами развития математических представлений у детей с умственной отсталостью являются костность и тугоподвижность процессов мышления, отсюда слабая активность восприятия препятствующая осознанию математического материала, так же недостаточная четкость, полнота, дифференцированность и обобщенность математических представлений. Усугубляется все отсутствием интереса к математическим заданиям, низким уровнем самостоятельности и не критичностью к результатам.
Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи
15.11.2023В соответствии с Программой для детей с тяжёлыми нарушениями речи задача развития элементарных математических представлений у детей впервые ставится как самостоятельная в младшей группе и подразумевает формирование к концу учебного года умения образовывать группы однородных предметов и различать понятия “один” и “много”. Дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, а также понимать слова: верхний – нижний, слева – налево, справа – направо. К концу средней группы дети должны усвоить количественный и порядковый счет в пределах 5, научиться сравнивать по количеству группы предметов и уравнивать их разными способами. В этом возрасте у ребенка должны сформироваться представления о частях суток и их последовательности, умение различать правую и левую руки, определять и обозначать словами положение предмета относительно себя.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие у детей умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, строить сериационный ряд. У детей совершенствуются навыки счета в прямом и обратном направлении, закрепляется понимание отношений между числами натурального ряда. В этом возрасте дети учатся читать математические знаки, а также записывать с их помощью математические представления, у них формируются элементарные представления о времени, в активный словарь вводятся названия дней недели, месяцев, они учатся определять время по часам. Дети знакомятся с общепринятыми мерами и способами измерения, у них расширяются представления о способах измерения и сравнения предметов с помощью различных условных мерок. У детей совершенствуются навыки ориентировки в пространстве – они знакомятся с чертежами, планами, схемами, учатся ориентироваться на листе бумаги и обозначать в речи положение предметов по отношению друг к другу. Усвоение всего перечисленного выше материала является критерием готовности ребенка к обучению в первом классе общеобразовательной школы.
Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности . Это обусловлено тем, что у детей с нарушениями речи в той или иной мере наблюдается отставание в развитии всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее неотчетливость. У них недостаточный объем сведений об окружающем мире, бедный словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей, мелкой и артикуляционной моторике. Эти дети часто теряются во время фронтальных занятий, ограничивают контакты с окружающими, так как стесняются своего дефекта, у них имеются определенные проблемы в понимании речи окружающих.
Речевой дефект отрицательно влияет и на развитие нервно-психической и познавательной деятельности у детей, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия. Все психические процессы формируются у них очень медленно и в более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость внимания, небольшой объем памяти, повышенная утомляемость, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, недостаточный уровень словесно-логического мышления.
Дети, имеющие нарушения речи, часто имеют дефекты зрительного восприятия, приводящие к запаздыванию сенсорного развития, к зеркальному написанию букв и цифр, затруднению в освоении числового ряда, к возникновению проблем с ориентацией на плоскости листа и в пространстве. Они не могут выполнить команды: отступить вправо, влево, вверх или вниз; не способны определить, что находится справа или слева от них или от названного предмета. Трудности произвольного слухового внимания проявляются у этих детей в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме, а также в формировании фонематических процессов, развития и восприятия чувства ритма.
Таким образом, в логопедической группе необходим комплексный подход к работе, предполагающий сочетание коррекционной и педагогической работы и направленный на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, развитие умственных способностей, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.
В работе с детьми в первую очередь нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.
Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс – не может протекать без внимания. Именно невнимательность чаще всего и является причиной плохой успеваемости детей на занятиях. Ребенок не может заставить себя быть внимательным, он запоминает лишь то, на что было обращено его внимание, что было ему интересно и произвело на него впечатление, что являлось предметом его деятельности. С целью привлечения и удержания внимания детей на каждом занятии используется разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, частая смена видов деятельности, включение в активную работу разных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), а также следующие дидактические игры: “Что изменилось?”, “Найди такой же узор”, “Подбери пару”, “Магазин”, “Найди отличия”, “Чего не стало?”, “ Что добавилось?”, “Чудесный мешочек”, “Цифры по порядку”, “Сложи фигуру по образцу”, “Внимание”, “Ухо – нос”, “Хлопни, если услышишь”, лабиринты, зрительные диктанты. Хорошим упражнением для тренировки слухового внимания являются также задачи в стихах.
Память ребенка, так же как и его внимание, постепенно становится произвольной, однако остается при этом механической. Самый доступный детям прием запоминания – повторение. Поэтому, давая детям задание, нужно всегда повторить сказанное несколькими детьми до тех пор, пока все дети не поймут его смысл. В то же время, в старшем дошкольном возрасте становится возможным и усвоение детьми смыслового запоминания. Нужно учить детей применять для запоминания материала пиктограммы, опорные картинки, знакомлю их с методами классификации. Развитию памяти способствуют следующие дидактические игры: “Посмотри и запомни”, “Найди такой же”, “Подбери пару”, “Опиши по памяти”, “Магазин”, “Дерево”, “Лото”, народные игры “Краски”, “Садовник”, “Черное и белое”.
Развитие восприятия, усвоение сенсорных эталонов у детей логопедической группы успешнее всего осуществляется в процессе целенаправленного и планомерного обследования реальных предметов осязательно-двигательным способом, при этом обязательным условием успешности работы является выделение в речи существенных признаков обследуемых предметов. Хорошим помощником в развитии восприятия у детей являются следующие дидактические игры: “Подбери по форме”, “Подбери по цвету”, “Ниже – выше”, “Сложи по образцу”, “Обезьянки”, “Сложи квадрат”, “Что было раньше?”, “Кто старше?”, “Цветные цифры”, “Геометрическое лото”, “Раздели фигуры на группы”, “Выполни поручение”, “Разные дома”, “На что похоже?”, “Правила движения”, “Опиши фигуру”. Эти игры позволяют сформировать у детей умение классифицировать предметы по различным признакам, способствуют введению в речь названий геометрических фигур, цветовых эталонов, сравнительных наречий (“выше – ниже”, “светлее – темнее” и др.).
Наибольшие трудности у детей вызывает формирование пространственных и временных представлений, выделение правой – левой стороны, поэтому такие задания в том или ином виде обязательно включаются во все виды детской деятельности. Начать нужно с маркировки левой руки, это даст ребенку опору для ориентировки во внешнем пространстве. Обязательно обращается внимание, что отсчитывать, измерять, раскладывать, писать, читать надо от ленточки на руке. Маркером понятия “верх” может служить голова, солнце, “низ” – ноги, земля. Для формирования у детей пространственных представлений я использую следующие игры: “Грязнуля”, “Ветрянка”, “Наоборот”, “Выполни инструкцию”, “Магазин”, “Муха”, “Клад”, “Угадай, что я загадал”, “Как пройти к зайке”, “Маша купила мебель”, “Мышиный лабиринт” , а также задания на ориентировку на листе бумаги, на составление всевозможных чертежей, схем, планов.
Усвоение временных представлений также должно базироваться на прочной чувственной основе, то есть, опираться на наглядность, на личный опыт ребенка. С этой целью ежедневно в ходе утренних бесед обращать внимание детей на то, какой сегодня месяц и день недели, во сколько начнется занятие, сколько времени дается на выполнения того или иного задания, сколько минут осталось до его завершения. В группе имеются часы, разные виды календарей (отрывной, перекидной, на год). В качестве наглядной опоры используется вектор движения времени в различных вариантах (части суток, дни недели, месяцы в году). Зрительная опора на него помогает детям легче усвоить понятия “раньше – позже”, “до – после”, “было – будет”, “вчера – сегодня”, ответить на такие вопросы: “Что стоит между понедельником и средой, январем и мартом?”, “Кто самый старший в группе?”, “Назови второй летний месяц”, способствует формированию временных представлений, введению в активный словарь названий дней недели, месяцев.
Формирование навыков счета у детей также имеет свои особенности. Очень часто эти навыки усваиваются детьми механически – они затрудняются продолжить счет от заданного числа, не могут назвать итог счета, не соотносят итоговое число с количеством предметов. Задания на сложение и вычитание они выполняют только с использованием наглядного материала, значительные трудности вызывает у них и понимание отношений между числами натурального ряда, определение состава числа. Для формирования понимания отношений между числами натурального ряда я использую числовую ось, игры “Раз, два, три, сосчитай”, “Точечки”, “Цветные цифры”, “Найди пару”, “Примеров много – ответ один”, “Ловись, рыбка”.
Выполнение программных математических задач обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедических: расширения и активизации словаря, автоматизации звуков речи, формирования лексико-грамматического строя, совершенствования навыков речевого общения.
Особенностью планирования работы является его тематический принцип, поскольку концентрированное изучение темы способствует более успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми. Занятия по формированию математических представлений так же планируются с учетом темы недели, а их задачи соотносятся с задачами логопедическими. Например, при изучении темы “Овощи” дети их считают, сравнивают по величине, определяют их форму, составляют про них задачи, учатся группировать их по разным признакам. При многократном повторении дети лучше запоминают названия и отличительные признаки овощей и впоследствии включают их в свою речь в ходе игр, свободного общения. Таким образом, происходит успешная активизация словарного запаса.
В ходе формирования навыков счета закрепляется правильное употребление падежных форм существительных с количественными числительными. Для этого можно именовать каждое число при:
- пересчете предметов (один огурец, ...пять огурцов);
- знакомстве с порядковыми числительными (первая тыква, вторая тыква...);
- изучении состава числа;
- ознакомлении со смежными числами;
- составлении и решении арифметических задач;
- проведении дидактических игр (“Есть – нет” (у меня есть два красных помидора – У меня нет двух красных помидоров) “Я вижу” (две редиски, пять огурцов), “Чего не хватает?” (не стало двух кабачков), “Что добавилось?” (к одной редиске добавили пять редисок), “Больше – меньше” (пять огурцов больше, чем три огурца).
Пособия, счетный, лексический и наглядный материал отбирается с учетом результатов коррекции дефектов звукопроизношения. Трудные слова сначала четко проговаривает учитель-дефектолог, давая образец правильного произношения, и только потом дети повторяют.
С целью совершенствования диалогической и монологической формы речи нужно следить за тем, чтобы ответы детей не были односложными, поощрять их высказывать свою точку зрения, в доброжелательной форме комментировать ответы товарищей, развивать умение поддерживать непринужденную беседу. Учитывая специфику работы с детьми данной категории, нужно так формулировать вопросы к детям, чтобы они содержали подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме. Особое внимание уделяется формированию навыков делового общения со сверстниками, так как в ходе него дети учатся контролировать себя и друг друга, сталкиваются с необходимостью говорить более понятно, связно. Очень важно при этом создать в группе атмосферу доброжелательности, психологической защищенности, готовности помочь товарищу – от этого зависит, насколько проявятся и разовьются способности каждого ребенка.
Огромное влияние на степень усвоения детьми программного материала оказывает речь воспитателя. Она должна быть выразительна, эмоциональна и доступна детям для понимания, в ней должны быть паузы и повторения для осмысления детьми услышанного. Заранее нужно продумывать задания и вопросы к детям, чтобы избежать необходимости ответов детей на дефектном речевом материале. В случае затруднений педагог должен сам формулировать выводы и добиватся повторения их детьми.
Знакомство детей с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя.
Навыки количественного счета можно формировать в ходе дежурства по столовой, подготовки материалов к занятиям, во время прогулок и экскурсий (считаем ступеньки на лестнице, встретившиеся машины, дома, этажи, окна, пешеходов), при чтении сказок (можно посчитать героев). Перед сном ставить стулья разными способами: в соответствии с числом времен года, дней недели, месяцев в одном времени года, равное или больше – меньше на единицу, чем число лап у собаки или колес у автомобиля (в зависимости от темы недели). Порядковый счет используем на физкультурных занятиях и в играх во время деления на команды. Умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе успешно формируется в процессе утренней гимнастики, физкультурных и танцевальных занятий при ответе на вопросы “Кто стоит слева от тебя?” или при выполнении заданий “Встань справа от…”. При построении в шеренгу меряемся ростом и определяем, кто выше – ниже, во время сборов на прогулку сравниваем шарфы – чей длиннее, шире; сапоги – чей выше, формируем понятия “быстро” – “медленно”, “правый” – “левый” и т.д. Эталоны мер закрепляем во время шитья (отмеряем ткань, снимаем мерку), при приготовлении пищи и замесе соленого теста (учимся пользоваться разными условными мерками).
Песочные и циферблатные часы используются для определения времени начала и конца всех режимных моментов. Во время утренних бесед можно уточнить, чем ребенок занимался в течение дня, закрепить понятия “вчера”, “завтра”, “вечером”, “утром”, “сначала”, “потом”, “раньше”, “до”, “после”. Эти же задачи решаются и при чтении произведений художественной литературы. Делая отметки в календаре погоды, можно высчитывать, который по счету сегодняшний день недели, сколько дней осталось до какого-то события.
При конструировании из бумаги закрепляются навыки ориентировки на листе бумаги, нахождения правой – левой стороны, углов, центра, деления листа на несколько равных частей. Уточнять и закреплять названия геометрических фигур с успехом можно во время игр с конструктором, геометрической мозаикой, на занятиях по аппликации и рисованию. В ходе изодеятельности закрепляются также пространственные представления (что изображено ближе – дальше, слева – справа).
Предметно-игровая среда группы также должна содействовать формированию у детей интереса к активной мыслительной деятельности. В группе можно организовать уголок занимательной математики. В уголкепредусмотреть разнообразный счетный материал, наборы геометрических фигур, магнитная доска с набором фигурных магнитов, всевозможные измерительные приспособления, (весы, линейки, мерная посуда, стрелочные, электронные и песочные часы), богатый выбор деревянных конструкторов, геометрических мозаик, трафаретов.
Особое место в уголке занимают дидактические игры. В процессе занятий с ними у детей развиваются внимание, память, произвольное мышление, формируется умение сравнивать, обобщать, вычленять главное, в игре ребенок с легкостью усваивает даже трудный материал, не замечая, что его учат. Дети учатся слушать партнеров, придерживаться единых правил, соблюдать очередность игровых и речевых действий, подчинять свои интересы интересам коллектива, проигрывать без обид. В игре у детей развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются обобщающие понятия, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятным окружающим, совершенствуется грамматический строй речи.
Огромное значение в организации эффективной работы с детьми имеет тесное взаимодействие с родителями воспитанников, выработка и соблюдение единых требований. Ознакомление их с результатами диагностического обследования их ребенка, обратить внимание на проблемные разделы и рекомендовать игры и упражнения по коррекции имеющихся нарушений.
Таким образом, комплексное решение программных и коррекционных задач в полной мере способствует формированию математических представлений у детей логопедической группы и обеспечивает им равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М.: Просвещение, 1988.
- Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2008.
- Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ Н.Я. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под. Ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.А. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Л. Агаева и др., Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М: Просвещение, 1991.
- Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
- Михайлова З.А, Иоффе Э.Н.. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2006.
- Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984.
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994.
- Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Методические пособия и литература по основам безопасной жизнедеятельности
1. Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности: пособие для педагогов дошкольных учреждений / [Авт.-сост. Т.В. Загвоздкина]. – Минск, 1997.
Рекомендовано научно-методическим центром учебной книги и средств обучения. В пособии раскрываются задачи обучения правилам пожарной безопасности во всех возрастных группах, представлены примерные конспекты занятий для детей от 2 до 7 лет, сценарии спортивных и музыкальных развлечений.
2. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003. – 80 с. (Развивающие сказки для детей)
В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают правила безопасного поведения дома, на городской улице, у водоёмов и в лесу.
3. Шкляревская Н.В. Тропинками здоровья и безопасности: перспективное планирование по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ у старших дошкольников / Н.В. Шкляревская. – Мозырь: Содействие, 2011. – 180 с.
Издание содержит перспективное тематическое планирование работы по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ у старших дошкольников. Отражены основные формы организации видов детской деятельности: беседы, экскурсии, опытно-исследовательская деятельность, чтение худ. литературы (примерные конспекты занятий, дидактические и подвижные игры, стихотворения, загадки, сказки и театрализованные игры по темам.
4. Загвоздкина Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Загвоздкина. – Мн.: Полымя, 2001. – 192 с.
Рассматриваются различные экстремальные ситуации, в которые наиболее часто попадают дети дошкольного возраста. Предполагается система мер, направленная на выработку правильных действий у детей в случае возникновения подобных ситуаций, а также их предупреждение. Приводятся примерные конспекты занятий, экскурсий и других форм работы с детьми.
5. Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [Л.И. Прус и др.] – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 94, [2] с. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).
В пособии предлагается система работы дошкольных учреждений по выработке у детей правильных действий в случае экстремальных ситуаций. Приводятся конспекты занятий, дидактических игр и других форм с детьми, педагогами, родителями.
6. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72с.
В брошюре даны перспективное планирование, конспекты проведения комплексных занятий, досугов, совместной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей по пожарной безопасности. Литературный материал, а также интересные факты из истории пожарной службы помогут педагогам в организации воспитательно - образовательной работы с детьми.
7. Методические рекомендации по действиям населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. – Гомель, 2004.
8. Физкультуные и музыкальные мероприятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности: Сценарии праздников, досугов: практ. пособие для рук. физического и музыкального воспитания и воспитателей дошк. учреждений /[сост.: А.Н. Ткачева, И.Ю. Науменко, И.М. Захарова]. – Мозырь : Белый Ветер, 2012. – 48, [4] с.
В книге представлен материал для организации и проведения детских физкультурных и музыкальных мероприятий, направленных на закрепление правил пожарной безопасности с учётом возрастных особенностей детей.
9. Короткевич Л.Е. Дети, будьте осторожны!: стихи для детей о пожарной безопасности!/Леонид Короткевич. – Гомель: ОАО «Полеспечать», 2011. – 32 с.
В стихах Л.Е. Короткевича описываются неправильные действия малолетних детей, детей школьного возраста, а также последствия шалостей с огнём. Каждое стихотворение – это целая жизненная ситуация, с которой может столкнуться ребёнок в действительности.
10. Короткевич Л.Е. Осторожно, огонь!: стихи для детей / Леонид Короткевич. – Гомель: Барк, 2012. – 28 с.
11. Старые сказки на новый лад о пожаробезопасности зверят и ребят / сост.: И.Б. Прохорова, Т.В. Романюк; худож. А.В. Шведова. – Мозырь: Содействие, 2010. – 28 с.: ил.
Альбом-раскраска содержит 11 сказок и иллюстраций по мотивам известных произведений, которые расскажут детям о правилах пожарной безопасности и поведении в чрезвычайных ситуациях.
12. Огонь полезный и опасный: издание для досуга детей дошкольного и младшего школьного возраста. – ЧУП «Редакция газеты «Юный спасатель», 2011.
Книга познакомит детей с историей возникновения огня, расскажет, когда огонь бывает полезным, а когда опасным. А также познакомит с правилами пожарной безопасности.
13. Рабцэвiч А. Казка пра дамавiкоу пажарны апавяшчальнiк / Алiна Рабцэвiч. – Мiнск: Рэд. газеты «Юны выратавальнiк», 2007. – 16 с. – (Авторы-дети).
Казка раскажа, як пажарны апавяшчальнiк перасцярог жыхароу вёскi ад свавольствау дамавiка Дабрадзей, увасоблены у падстауцы, якую можна зрабiць сваiмi рукамi.
14. Тимошенко Е.О. История о лисичках и одной коробке спичек. – Минск: Ред. газеты «Юный спасатель», 2006. – (Авторы-дети).
15. Ерамiшын А.В. Лясны пажар. - Мiнск: Рэд. газеты «Юны выратавальнiк», 2008. – (Авторы-дети).
16. Мороз Г.К. Правила эти – помните дети!: для детей дошкольного возраста / Г.К. Мороз, С.Ю. Филипенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2012. – 8 с.: ил.
Книга поможет дошкольникам овладеть элементарными правилами пожарной безопасности, научит их адекватно, осознанно действовать в случае чрезвычайной ситуации, а значит – будет способствовать обеспечению безопасного образа жизни.
17. Набор для вырезания и склеивания. Серия «Сделай сам»:
а) «Пожарные аварийно-спасательные автомобили» (выпуск 1)
б) «Пожарные аварийно-спасательные автомобили» (выпуск 2)
в) «Пожарные аварийно-спасательные автомобили» (выпуск 3)
г) «Авиация МЧС» (выпуск 4)
18. Альбом из 10 плакатов «Детям о пожарной безопасности»