гражданско-патриотическое воспитание
Маршрут выходного дня.
В выходной день многих родителей интересует вопрос: «Куда пойти с ребенком?» Как полезно и интересно провести эти дни? Может в поход, в парк?» Эти советы помогут Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Спросите ребенка, куда бы он хотел пойти, что увидеть? Решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность с взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.
В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, узнать новое, поэтому Вы родители, должны сделать эти посещения регулярными и интересными. Много интересного может узнать ребенок, и просто гуляя с вами по улице. Расскажите, почему такое название носит данная улица, какие достопримечательности находятся на ней. Рассмотрите транспорт, идущий по улице, вспомните правила дорожного движения, расскажите ребенку о предприятиях нашего города. Такие беседы не только расширят кругозор дошкольника, но и пополнят его словарный запас.
Существует много различных способов , как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Продумайте, пофантазируйте, и Вы получите массу впечатлений и пользы от прогулок с ребенком.
Предлагаем Вам ознакомится с маршрутами выходного дня в нашем городе
Музей истории города Гомеля Музей об истории города Гомеля. Он был создан, чтобы исследовать историю города и рассказать о ней жителям и гостям этого населенного пункта. Старые фотографии, книги и даже музыкальные инструменты — все это (и не только) можно увидеть в музее.
дрес музея: 246 050, Гомель, улица Пушкина, 32. Телефоны: 8 0232 75-58-43, 8 0232 75-16-17. Время работы: вторник — воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник — выходной.
http://museums.by/muzei/muzei-g-gomelya-i-gomelskoy-oblasti/muzey-istorii-goroda-gomelya/
Гомельский Музей военной славы Каждый год 9 мая – в день, когда даже самых равнодушных к военной истории людей обуревают патриотические чувства, в гомельском Музее военной славы царит ажиотаж. Сотни гомельчан приходят ознакомиться с богатой экспозицией, большая часть которой посвящена Великой Отечественной войне.
Беларусь, г.Гомель, ул.Пушкина, д.5; Почтовый индекс: 246050
Касса музея +375 232 34-11-29
Май-сентябрь 11.00-19.00 Октябрь-апрель 10.00-18.00 Без выходных
http://museums.by/muzei/muzei-g-gomelya-i-gomelskoy-oblasti/gomelskiy-muzey-voennoy-slavy/
Как познакомить ребенка с символикой Республики Беларусь?
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.
Начиная с четырех лет , детей нужно знакомить с символами государства (гербом, флагом, гимном) и с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).
Знакомить детей с символами государства необходимо при проведении бесед, рассматривании иллюстраций, дидактические игры и экскурсии и чтением художественной литературы.
Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:
- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).
- Флаг символизирует нашу Родину. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.
Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты.
О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Посмотрите на герб нашего государства.
Что на нём изображено?
-Контур Беларуси – жёлтый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.
-Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.
-Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.
-Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем - мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.
- красная звезда – символ человечности, знак мужества.
Знакомя детей с гимном Беларуси в начале лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями и др.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагога, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом(гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
- рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);
- привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни;
- беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
- наблюдение во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;
- чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др.
Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Пазнаём РАДЗІМУ кожны дзень.
У патрыятычным выхаванні педагогіка прытрымліваецца прынцыпу – праз малое да вялікага. Выхаванне станоўчых пачуццяў павагі да Радзімы адбываецца паступова. Пачынаць неабходна з выхавання шчырых адносін да сваіх родных – маці, бацькі, бабулі, сястрычкі. У дзіцяці неабходна абудзіць адчуванне, што яно не адно, яго любяць, клапоцяцца аб ім, ад яго чакаюць узаемных пачуццяў. Ужо ў дашкольным узросце неабходна даць дзецям першапачатковыя веды пра нашу Радзіму – Беларусь. Звяртайце ўвагу на “малую Радзіму” – вёску, горад, дзе жыве дзіця. Знаёмце з гісторыяй свайго горада. У час прагулак па горадзе разглядайце разам з дзецьмі гістарычныя будынкі, помнікі архітэктуры, сучасныя будовы. У час прагулак, гутарак падводзьце дзяцей да высновы, што ад кожнага жыхара залежыць, ці будзе горад мець прывабны выгляд. У выніку дзеці самі падказваюць, што нельга кідаць смецце, маляваць на сценах, прапануюць пасадзіць кветкі. Знаемства дзяцей з месцам, дзе яны жывуць, узбагачае іх веды, развівае цікаўнасць, садзейнічае выхаванню пачуцця гонару за родныя мясціны. З дапамогай дарослых дзеці засвойваюць назву краіны – Рэспубліка Беларусь, атрымліваюць звесткі аб паходжанні слова “Беларусь”, знаёмяцца з вядомымі гарадамі, гістарычнымі мясцінамі рэспублікі, даведваюцца пра сталіцу – горад Мінск. Дзяці знаемяцца са сцягам, гербам Рэспублікі Беларусь, з картай Беларусі, старажытнымі гарадамі, славутымі людзьмі беларускай зямлі.
Трэба знаёміць дзяцей з асаблівасцямі жыцця беларускага народа ў мінулым: адзеннем, прыладамі працы, нацыянальнымі стравамі, традыцыйнымі рамествамі. Чытанне часопіса “Вясёлка”, менавіта старонкі “Музей Вясёлкі”, дапаможа дзецям даведацца пра хатнія прылады, якімі карысталіся ў мінулыя часы, засвоіць іх назвы і прызначэнне. Раскрыць дзецям прыгажосць роднай прыроды, паказаць яе багацці – адзін са шляхоў выхавання любві да сваёй Радзімы. Пачынаючы з малодшага дашкольнага ўзросту, у дзяцей фарміруецца цікавасць да роднай прыроды, уменне адчуваць яе прыгажосць, жаданне захаваць прыродныя багацці. Дарослы імкнецца, каб сустрэча з прыродай выклікала эмацыянальны водгук у душы кожнага дзіцяці.
Важна не толькі даць дзецям пэўную колькасць ведаў пра жывёл і птушак, раслінны свет, але і падкрэсліць месца і ролю чалавека ў захаванні багаццяў прыроды. Мы абавязаны пазнаёміць дзяцей з Чырвонай кнігай Рэспублікі Беларусь, акцентаваць увагу на тым, што кожны дзень павінен берагчы, ахоўваць навакольнае асяроддзе.
Выхаваць патрыёта сваёй Радзімы – адказная і складаная задача, вырашэнне якой у дашкольным дзяцінстве толькі пачынаецца.
ВЫВУЧАЕМ РОДНУЮ МОВУ
Скажы па-беларуску: ДЕВОЧКА, МАЛЬЧИК, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА.
- Пакажыце хто як працуе: КАВАЛЬ, ЦЫРУЛЬНIК, МАЛЯР, ЦЕСЛЯР.
- Гульня-iмiтацыя: Бусел ходзiць па балоце,
Матылек пералятае з кветкi на кветку,
Мядзведзь лапамi адганяе аваднеў.
- Гульня «Якi, якая, якое» ЛIМОН – кiслы, ЦУКЕРКI – салодкiя, АБАРАНКI – мяккiя, ЯБЛЫК – духмяны.
Гульня «Хто – цi што»
Уважлiва паглядзець i адказаць на пытаннi па-беларуску.
Дзяўчынка (сумная) - вяселая
Яблык (кiслы) - салодкi
Цукеркi (горкiя) – салодкiя
Сукенка (запзцканая) – чыстая
Кураня (вялiкае) - маленькае
Заяц (храбры) – баязлiвы
Птушкi (чорныя) – белыя
Кошык (поўны) – пусты
Васіль Вітка: Лічылка.
Раз, два, тры, чатыры - Зайчык вушы натапырыў. Ідзе з лесу воўк, воўк І зубамі: шчоўк, шчоўк. Мы схаваемся ў кусты: Зайка, я, і ты, і ты. Ты ж, ваўчына, пачакай, Як схаваемся - шукай.
ВЫВУЧАЕМ РОДНУЮ МОВУ
Даецца апiсанне прадмета, потым трэба даць назву гэтага прадмета. Напрыклад, канструкцыя перкарыцця, або пакрыцця будынка, якая абмяжоўвае памяшканне зверху – СТОЛЬ.
- Ганчарны выраб; глiняная пасудзiна для захоўвання малака i малочных прадуктаў – ГАРЛАЧ.
- Пляценая емкасць розных амераў для захоўвання i транспарцiроўкi сыпкiх i штучных рэчываў, пераважна харчовых прадуктаў – КОШ.
- Ткацкi стан з навiтай асновай для ткання ў хатнiх умовах – КРОСНЫ.
- Скрыня, драўляная емкасць, у якой хавалi тканiны, адзенне, бялiзну i каштоўнасцi – КУФАР.
- Карытападобная пасудзiна з шырокiм адкрытым верхам - НАЧОỶКI (НОЧВЫ).
- Прылада для заграбання зерня, мякiны, адкiдвання снегу, смецця – ШУФЕЛЬ.
ВЫВУЧАЕМ РОДНУЮ МОВУ
Васіль Вітка: Лічылка.
Раз, два, тры, чатыры - Зайчык вушы натапырыў. Ідзе з лесу воўк, воўк І зубамі: шчоўк, шчоўк. Мы схаваемся ў кусты: Зайка, я, і ты, і ты. Ты ж, ваўчына, пачакай, Як схаваемся - шукай.
ГУЦЫЦЬ РОДНАЯ МОВУА
Ніл Гілевич
Я – беларус, я нарадзіўся
На гэтай казачнай зямлі,
Дзе між лясоў і пушчаў дзікіх
Адвеку прашчуры жылі.
Я – беларус, я ганаруся,
Што маю гэтае імя:
Аб добрай славе Беларусі
У свеце знаюць нездарма!
Я – беларус, і хоць сягоння
Яшчэ малы, але скажу:
Я родам з племя непакорных
1 прад бядой не задрыжу!
Патриотическое воспитание детей
30.04.2024Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны.
Интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами педагоги нашего учреждения учитывают педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой морали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-познавательные впечатления ребёнка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку. Чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.
Задачи патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования, а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.
История Беларуси: возникновение и развитие.
Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.
Содержание:
- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;
- национальный язык и его ценность;
- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
- сведения из истории семьи и страны: быт предков, родословная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники отечества.
В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).
Символы Беларуси.
Задачи: воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна.
Содержание:
- символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).
Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.
Достопримечательности Беларуси.
Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.
Содержание:
- исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
- природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;
- ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;
- места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
- национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.
Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.
Государственные и народные праздники.
Задачи: учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.
Содержание:
- государственные праздники: День конституции, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;
- национальные праздники: Рождество, Коляды, Масленица, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Дожинки, День памяти.
В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируются личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать накопленные эмоционально прочувствованные знания в творческой деятельности.
Люди, прославившие Беларусь.
Задачи: воспитывать уважение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.
Содержание:
- защитники отечества;
- исторические личности;
- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.
Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.
Народные промыслы и искусство.
Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметной развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).
Содержание:
- народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;
- народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;
- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, подготовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;
- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.
Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.
Белорусское народное творчество.
Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.
Содержание:
- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
- народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;
- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
- народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.
Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трёхэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образовательные области: от младшей до старшей группы содержание каждого направления обогащается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применяются различные его средства и методы.
Результативность патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.
15 марта День Конституции
15.03.2024В детском саду прошло тематическое занятие по ознакомлению с Конституцией республики Беларусь.Это одно из направлений патриотического воспитания маленьких граждан нашей страны. Важно, чтобы дошкольники в интересной и занимательной, доступной форме получили представления о главных законах, правах и обязанностях, единых для взрослых и детей.
14 мая - День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Начиная со средней группы, детей знакомят с символами государства (гербом, флагом, гимном). Со старшей группы с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек). И сегодня педагоги нашего учреждения провели беседы , рассматриванием иллюстраций, дидактические игры, игры – путешествия, экскурсии, а также чтение художественной литературы.
Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, формируют у детей понимание того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Экскурсия на Аллею героев
В предверии праздника 9 мая воспитанники нашего дошкольного учреждения посетили Аллею героев. Для нашей страны дата 9 мая имеет особый смысл. Это - День Победы, история, память, боль. Наш долг сохранить и передать историческую память о Великой Отечественной войне и её героях подрастающему поколению, и этот этап начинается с дошкольного возраста - в саду, в семье.